Индивидуальный проект 10 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 города Липецка
имени Героя Советского Союза С.Г. Литаврина

ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП СОО
на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа
учебного курса
«Индивидуальный проект»
для 10-11 класса
(базовый уровень)
среднего общего образования

Липецк 2023

Настоящая Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования. Программа предназначена для обучающихся 10 (11) классов.
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине
общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного
мира культуры. Познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных
видах ключевых компетентностей.
Методологическая основа программы:
- труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А.
- С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);
- работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек,
Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).
- труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в
контексте идеи самоопределения.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной
деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественнотворческой, иной). Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой,
самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект выполняется обучающимся
в течение одного (двух) года в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика.
Содержание проектной деятельности:
- проект должен представлять серьезную индивидуальную работу. Проект может быть
как исследовательским, там и иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

- проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение ин-

формации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат научного поиска и обобщения.
- проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо
видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
- проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым
быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность
продолжить изучение новых граней этой проблемы.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
- сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в
результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования учебного курса «Индивидуальный проект»

Личностные

Метапредметные

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся
должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ

ег

действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Общеучебные умения,
навыки и
способы деятельности.

Логические общеучебные умения и навыки
- Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и
особенностей.
- Выявление различий при сравнении объектов.
- Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- Классификация объектов множества по некоторому основанию.
- Подведение объектов под известные понятия.
- Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
- -Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.
- Определение причинно-следственной зависимости.
- Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- Приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- Формулирование выводов по результатам анализа.
- Формулирование утверждения в форме условного предложения.
- Формулирование утверждения, обратного данному.
- Формулирование утверждения, противоположного данному.
- Формулирование гипотезы.
- Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- Моделирование и построение эскизов будущего проекта
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу
- Четкое и правильное осознание цели своей работы
- Составление плана своей работы (достижения цели).
- Разработка режима дня.
- Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели
- Контроль за правильностью результата работы.
-Оценка правильности выполнения задания.
- Самооценка уровня овладения учебным материалом
Умение работы с текстом
- Постановка вопросов к прочитанному тексту.
- Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- Разбивка текста на смысловые части.
- Составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки
-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- Нахождение в учебнике ответов к задачам.
- Умение пользоваться терминологическими словарям
- Умение пользоваться каталогами библиотеки.
Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы
Культура устной и письменной речи
- Выступление с докладом на заданную тему
- Рецензирование текста или выступления.
- Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей,
литературных героев.
- Описание рисунка или картины.
- Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
- Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления,
лекции, доклада.
- Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.

- Написание отзыва на прочитанный текст

Предметные результаты:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,
ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению
и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
Выпускник научится
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
-сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;
-способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
-сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие
конкретные умения:
- умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и
жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и
осуществлять коррекцию своей деятельности на основе
предварительного планирования;
- способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребитель-

Выпускник получит возможность научиться
- совершенствованию
духовно-нравственных
качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои
коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
- формированию
качеств
мышления, необходимых
для адаптации в современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению
новых знаний и практических
умений,
умения
управлять своей познавательной деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного
проекта

скими свойствами;
сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Индивидуальный проект
выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
• словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление
учащегося с докладом);
• наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач,
правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
• практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
• логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
• проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
• методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с
учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы,
проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
Национально-региональный компонент реализуется путем вкрапления элементов
регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому выбору
учащихся. Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:
 природно-экологическое,
географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Чувашской Республики;
 потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти;
 региональную специфику.
2. Содержание программы «Индивидуальный проект»

Введение
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура.
Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.
Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Инициализация проекта
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов
проекта. Критерии оценки исследовательской работы. Презентация и защита замыслов
проектов, исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и
оформлению проектов, исследовательских работ. Структура проекта, исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение
от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого
текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки
проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта.
Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных
технологий в исследовании, проекте.
Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Управление завершением проектов и исследовательских работ
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта.
Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке
поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов

Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита
интересов проектантов.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О
защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в
области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и
сертификация. Защита интересов проектантов.
3. Тематическое распределение часов
(34 часа)
Тема урока
Раздел 1: Введение
Введение в курс «Индивидуальный проект». Исследовательская работа. Проект.
Индивидуальный образовательный проект. Проекты волонтерские, социальной направленности,
бизнес-планы.
Проекты в современном мире проектирования,
научные школы
Раздел 2: Инициализация проекта
Инициализация проекта, исследования. Формулирование проектного замысла
Конструирование темы и проблемы проекта
Разработка критериев без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта.
Проведение мини – выступления, посвященного
презентации и защите замыслов проектов.
Логика действий и последовательность шагов при
планировании индивидуальных проектов.
Разработка концепции и целей индивидуального проекта
Картирование личностно - ресурсной карты
Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов
Разработка стратегии реализации, определение
этапности и точек контроля.
Расчет календарного графика. Создание
кейса
Образовательная экскурсия по запросу учащихся
Индивидуальные и групповые консультации
Работа над эскизом проектов, оформлением
курсовых работ

Кол-во часов
1
1
1

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Направление воспитательной работы
Гражданскопатриотическое направление
Духовно-нравственное
направление
Здоровьесберегающее
направление.
Правовое воспитание и
культура безопасности
Экологическое направление
Интеллектуальное
Профориентационное
И др.

Библиография, справочная литература, каталоги
1
Индивидуальные и групповые консультации
2
Коммуникативные барьеры при публичной защи1
те результатов проекта
Раздел 3: Управление завершением проекта
Основные процессы исполнения, контроля и за1
вершения проекта
Мониторинг выполняемых работ и методы кон1
троля исполнения.
Управление завершением проекта
1
Индивидуальные и групповые консультации
1
Раздел 4: Защита результатов проектной деятельности
Экспертиза действий и движения в проекте
1
Стандартизация и сертификация
Публичная защита результатов проектной дея6
тельности
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Защита интере1
сов проектантов

7. Тематическое планирование 10 класс
Дата

Тема урока

1
2

Введение в курс «Индивидуальный проект».
Исследовательская работа. Проект.

3
4

Индивидуальный образовательный проект.
Проекты волонтерские,
социальной направленности, бизнеспланы.

5
6

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

специальные
Понятие проекта, проектной Характеризовать проект,
деятельности, проектной
проектную деятельность,
культуры. Типология проекпроектную культуру.
тов.
Раскрывать структуру
Учебный план. Новый курс.
проекта, типологию проЗадачи курса. Выбор и инди- ектов. Определять освидуализация учебного про- новные требования,
цесса.
предъявляемые к выполнению и оформлению
учебных проектов.
Типология проектов: волонСравнивать различные
терские, социальной направ- типологии проектов.
ленности , бизнес- планы,
Сделать выбор. Поиск из
проекты - прорывы
различных источников о
проектной деятельности

общеучебные
Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей,
структурирование знаний,
осознанное и произвольное
выстраивание речевого
высказывания в устной и
письменной форме.

Исследовательские умения - планировать исследование или проект, выдвигать гипотезу, формулировать тему Умение работать с текстом, находить
информацию из текста,
анализ и переработка информации.
Проекты в современПроекты в современном мире Работа
с понятиями, Найти информацию необном мире проектирова- проектирования Цели, задачи анализ и сравнение,
ходимую
информацию,
ния, научные школы
проектирования в современорганизовать работу на
ном мире, проблемы.
диске Google

7
8

9
10

Инициализация проекта, исследования.
Формирование проектного замысла

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент);
методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и
др.). Обзор видов научных
работ: доклад, научная статья,
монография. Составление тезисов работы. Требования к
их написанию.
Конструирование те- Тьюторская технология размы и проблемы проек- работки и выбора темы. Конта
струирование темы и проблемы проекта, курсовой работы.
Проектный замысел.
Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление
процедур и критериев оценки

Умение выбрать тему
из личного опыта и интереса ученика. Формулировать проектный
замысел

Умение анализировать,
сравнивать, слушать объяснение учителя и вести
записи.
Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей,
структурирование знаний.

Умение анализировать
информацию о личностях, выявлять роль
конкретной личности в
истории
Поиск информации, преобразование в другую
знаковую систему, уметь
давать характеристику
социальным группам

Планирование своей деятельности в рамках курса,
постановка учебной проблемы и определение задач.
Использование информации для решения учебной
и проектной задач; работа
с интересом ученика

проекта и формы его представления.
11
12

Разработка критериев
без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта.

13
14
15
16

Проведение мини –
Защита первоочередного завыступления, посвямысла. Определение важности
щенного презентации и темы проекта для проектанта
защите замыслов проектов.

17
18

Логика действий и
последовательность
шагов при планировании индивидуальных
проектов.

Логика действий и
последовательность шагов при
планировании индивидуального проекта

19
20

Разработка концепции и целей индивидуального проекта

Определение
ученического
исследования,
содержания,
структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы.
Содержание разделов исследования и их объем. выделе-

Критерии без отметочной
самооценки и оценки продуктов проекта.
Критерии оценки курсовой и
исследовательской работы

Характеризовать проект,
проектную
деятельность, проектную культуру. Раскрывать структуру проекта, типологию проектов. Определять основные требования, предъявляемые к
выполнению учебных
проектов.
Умение донести до
аудитории свой замысел проекта или исследования и уметь презентовать в электронном
виде
Умение донести до аудитории свой замысел проекта или исследования и
уметь презентовать в
электронном виде. Уметь
пользоваться ИКТ
Умение
анализировать
информацию о
личностях, выявлять
роль конкретной
личности
в
истории

Самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей,
структурирование знаний,
осознанное и произвольное
выстраивание речевого
высказывания в устной и
письменной форме.
Уметь выявлять главную
мысль, ставить обще
учебные задачи проектов, формулировать актуальность темы и проблемы
Поиск и переработка
информации; организация
своей работы по подготовке устного представления
найденной информации
Планирование
своей деятельности в
рамках курса,
постановка
учебной
проблемы и определение
задач.

21
22

23
24

25
26

27
28

Картирование личностно - ресурсной
карты

ние и формулировка познавательных целей, структурирование знаний.
Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и
работы, выполняемые в рамках этих
процессов.
Рассмотрение текста с
точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого
текста. Понятия: конспект,
тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.

Поиск
информации,
преобразование в другую знаковую систему,
уметь давать характеристику социальным группам
Базовые процессы
Умение донести до
разработки проекта
аудитории свой замыи работы, выполнясел проекта или исслеемые в рамках этих
дования и уметь презенпроцессов
товать в электронном
виде. Уметь
пользоваться ИКТ
Разработка стратегии Составление и заполнение Умение донести до
реализации, определе- плана графика работы над ис- аудитории свой замыние этапности и точек следованием
сел проекта или исслеконтроля.
дования и уметь презентовать в электронном
виде. Уметь пользоваться ИКТ
Расчет календаного
Расчет календарного графика Рассчитать и построить
графика. Создание
проектной деятельности. По- календарный
график
кейса
иск информации из различных свой деятельности Умеэлектронных и печатных исние выделять главное в
точников,
потоке информации и
использование IT технологий создание кейса для продуктивной работы над
проектом, анализ и пере-

Поиск и переработка информации; организация
своей работы по подготовке устного представления
найденной информации
Поиск и переработка информации; организация
своей работы по подготовке устного представления
найденной информации
Поиск информации в интернете,
его фиксация
и использование для
решения учебной задачи.

Умение аргументированно излагать свои действия,
четко и ясно формулировать ответы на вопросы,
умение использовать таблицы, графики и диаграммы, умение их составлять

29
30

Образовательная экскурсия по запросу
учащихся

3134

Индивидуальные и
групповые консультации

35
36

Работа над эскизом
проектов, оформлением работ

работка информации
Научные документы и издаХарактеризовать основния.
ные источники информаОрганизация работы с науч- ции, методы работы в муной литературой. Знакомство зеях, архивах и с научной
с каталогами. Энциклопедии, литературой
специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях,
архивах.
Образовательные экскурсии и Характеризовать основметодика работы в архиве со- ные источники информавременной истории, музеях и ции, методы работы в мупредприятия, госучреждения, зеях, архивах и с научной
администрацию Научные до- литературой
кументы и издания. ОрганиХарактеризовать основзация работы с научной лите- ные источники инфорратурой. Знакомство с катало- мации, методы работы в
гами. Энциклопедии, специа- музеях, архивах и с научлизированные словари, спра- ной литературой
вочники, библиографические
издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях,
архивах
Оформление Эскизов и моде- Оформление эскиза и
лей, макеты проектов, оформ- конструирование макета
ление курсовых работ. Использование различных мате-

Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение
своего мнения и понимание позиции другого.

Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение
своего мнения и понимание позиции другого.
Сравнение и классификация объектов; выдвижение версий; изложение
своего мнения и понимание позиции другого

Умение аргументированно излагать свои действия,
четко и ясно формулировать ответы на вопросы,

риалов

37
38

4144

45
46

47
48

умение использовать таблицы, графики и диаграммы, умение их составлять
Библиография, спраНаучные документы и издаХарактеризовать основ- Сравнение и классификавочная литература, ка- ния. Организация работы с
ные источники информа- ция объектов; выдвижеталоги
научной литературой. Знаком- ции, методы работы в му- ние версий; изложение
ство с каталогами. Энцикло- зеях, архивах и с научной своего мнения и понимапедии, специализированные
литературой
ние позиции другого.
словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях,
архивах
Индивидуальные и
Консультирование по пробле- Умение четко формуУмение выделять главгрупповые консульта- мам проектной деятельности, лировать свой вопрос
ное, структурировать инции
по установке и разработке по- и свою проблему.
формацию и свой проект
ставленных перед собой уче- Анализировать свои
ником задач, по содержанию и шаги по достижению
выводам, по продуктам проек- результатов
та, по оформлению бумажного
варианта проектов
Коммуникативные ба- Коммуникативные барьеры
Практико- ориентироКомпетенции общения,
рьеры при публичной при публичной защите реванные умения, исполь- налаживания контактов с
защите результатов
зультатов проекта, курсовых зование компетенций при чужими людьми, находить
проекта
работ. Главные предпосылки публичном вступлении
способы налаживания конуспеха публичного выступлетакта с аудиторией
ния
Основные процессы
Оформление
Описать методы и прави- Самостоятельное выделеисполнения, контроля результатов. Оформление
ла оформления результа- ние и формулировка пои завершения проекта таблиц, рисунков и
тов. Анализировать
знавательных целей,
иллюстрированных плакатов, предпосылки успеха пуб- структурирование знаний.

ссылок, сносок, списка литературы.

49
50
51
52

5354

5556

личного выступления.

Формирование у учащихся
умений к публичному выступлению.
Мониторинг выполня- Выбор темы и ее конкретиза- Выбрать тему, жанр про- Выдвижение версий, осоемых работ и методы ция (определение жанра про- екта.
знание многообразия
контроля исполнения. екта).
проектов
Управление заверше- Сбор и систематизация мате- Собирать материал, по- Находить информацию,
нием проекта
риалов (фактов, результатов) в полнять кейс. Системати- планировать свои учебные
соответствии с целями и жан- зировать материал Про- действия; выдвижение
ром работы, подбор иллюводить свои исследоваверсии; излагать своё мнестраций. Применение инфор- ния, исходя из целей и
ние; различать в речи мнемационных технологий в ис- задач проекта Обрабаты- ния, доказательства, факследовании, проектной деявать полученные резуль- ты. Планировать деятельтельности, курсовых работ
таты, исходя из целей и ность. Работать по плану.
задач своего проекта
Оценивать степень и способы достижения цели.
Умение договариваться в
группе Описывать содержание совершаемых действий. Составлять план
Индивидуальные и
Консультирование по пробле- Умение четко формуУмение выделять главгрупповые консульта- мам проектной деятельности, лировать свой вопрос
ное, структурировать инции
по установке и разработке по- и свою проблему.
формацию и свой проект
ставленных перед собой уче- Анализировать свои
ником задач, по содержанию и шаги по достижению
выводам, по продуктам проек- результатов
та, по оформлению бумажного
варианта проектов
Экспертиза действий и Анализ достижения поставрасположить
Организация работы над
движения в проекте
ленной цели. Экспертиза дей- информацию в
проектом; самоконтроль и
Стандартизация и сер- ствий и движения в проекте. порядке, необходимом
анализ собственного дви-

тификация

57
58

59
60

61
62

63

Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения
Государственной системы
стандартизации Российской
Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и
«О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области
Публичная защита ре- Индивидуальные и групповые
зультатов проектной консультации Публичная задеятельности
щита результатов проектной
деятельности,

для завершения проекта,
подготовиться к защите

Характеризовать, анали- Выделять главное. Умезировать и оценивать по- ние делать вывод. Вылученные результаты.
двигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ
достижения цели
Предзащита проекта.
Умение слушать объяснеОбсуждение результатов ние учителя и вести запиработы
си.

Публичная защита ре- Организационно- консультазультатов проектной тивные занятия. Промежудеятельности
точные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта. Предзащита проекта.
Публичная защита ре- Доработка проекта с учетом Характеризовать, анализультатов проектной замечаний и предложений. зировать и оценивать подеятельности
Подготовка к публичной за- лученные результаты.
щите проекта.
Публичная защита ре- Публичная защита проекта.

жения в проекте

Выделять главное. Умение делать вывод. Выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ
достижения цели
Доработать проект с уче- Работать по плану. Оцени-

64

зультатов проектной
деятельности

65
66

Публичная защита результатов проектной
деятельности

67
68

Публичная защита результатов проектной
деятельности
Индивидуальный прогресс в компетенциях

69
70

Рефлексия проектной
деятельности. Защита
интересов проектантов.

том замечаний и предло- вать степень и способы
жений. Готовиться к
достижения цели. Самопубличной защите
стоятельно давать и объяснять оценки событий
Подведение итогов, анализ
Предзащита проекта.
Умение слушать защиту
выполненной работы, достиг- Обсуждение результатов одноклассников, вниманутых результатов (успехов и работы
тельное изучение работ,
неудач) и причины этого.
фиксация оценки по критериям, самооценка, самообразование
Публичная защита проекта.
Доработать проект с уче- Умение слушать защиту
Анализ достижения поставтом замечаний и предло- одноклассников, внималенной цели
жений. Готовиться к
тельное изучение работ,
публичной защите Найти фиксация оценки по кринужную информацию,
териям, самооценка, саморасположить информа- образование Организация
цию в порядке, необхо- работы над проектом; садимом для завершения
моконтроль и анализ собпроекта; подготовиться к ственного движения в
защите
проекте
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный
прогресс в компетенциях.
Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита
интересов проектантов.

Оценка качества реализации программы
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
проекта, публичную защиту замысла, публичную защиту проекта обучающихся.
Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формы контроля:
• Индивидуальные задания при работе над проектом;
• Публичная защита
Оценка проекта.
Оценка “3” (“зачет”) может быть поставлена за 15-18 баллов (60% -74% от
максимального количества баллов).
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за 19-22 баллов (75% - 89% от
максимального количества баллов).
Оценка “5” (“отлично”) может быть поставлена за 23-26 баллов (более 90% от
максимального количества баллов).

Приложение Основные критерии
оценки проектных работ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ)
Правила
оформления проекта
Настоящие Правила устанавливает единые требования к оформлению текстовой
части проекта. Правила разработаны с учетом требований ГОСТ 7.32-2001 «Отчет
о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТ
Р7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления».
1. Общие требования к объему работы и основному тексту
Объем основного текста работы (без приложений) должен содержать не менее 20
страниц;
Работа выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера
на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
Текст набирается в программе в Microsoft Office Word.
Размеры полей: левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –20 мм, нижнее –20 мм.
Цвет шрифта –черный, высота букв, цифр и других знаков –14 кегль, межстрочный
интервал –полуторный, гарнитура -Times New Roman. Расстановка переносов –

автоматическая, выравнивание по ширине, абзацный отступ –1,25 мм, без дополнительных интервалов и отступов.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по
всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на
титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
Текст работы не должен содержать опечатки, помарки, графические неточности,
расплывшиеся линии, буквы, знаки, грамматические ошибки и т.п.
При написании текста не допускается применять:
-обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;
-различные научные термины, близкие по смыслу для одного и того же понятия;
-иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.
Готовые работы представляются на защиту в твердом переплете.
2. Общие требования к структуре работы

Основные структурные элементы работы должны соответствовать выбранной форме.
К основным структурным элементам работы относятся:
- титульный лист (приложение А);
-содержание;
-введение;
-основная часть;
-заключение;
-список использованных источников;
-приложения.
3. Общие требования к оформлению содержания
Содержание работы является её структурным планом. Оно представляет собой
пронумерованный арабскими цифрами перечень структурных элементов работы,
разделов и подразделов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.
Наименование структурных элементов работы, разделов и подразделов в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Не разрешается сокращать заголовки и давать их в иной редакции.
Отточия во всех строках заканчиваются на одном уровне, то есть выравниваются
по одной вертикальной линии. Отточие набирается через пробел.
Колонцифры выравнивается по правому краю.
4. Общие требования к построению работы
Наименование структурных элементов работы «Содержание», «Введение», «Основная часть» «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов, печатаются с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, с применением полужирного начертания.
Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах

всего текста. После номера раздела в тексте точку ставят (1., 2., 3. и т.д.). Номер
подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела
или пункта, разделенные точкой (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).
Заголовки разделов, подразделов следует печатать по центру с прописной буквы
без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Пункты заголовков не имеют. Если заголовок
состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
5. Общие требования к оформлению иллюстраций, таблиц, уравнений и формул
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы,
фотоснимки и т.п.) и таблицы следует располагать непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации и таблицы должны быть даны ссылки.
Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать
арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных
и располагают посередине строки без точки в конце.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими
цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2».
Слово «Таблица» помещается над таблицей с выравниванием по правому краю, через пробел ставится номер таблицы. Название таблицы следует
помещать над таблицей посередине строки без точки в конце. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
6. Общие требования к оформлению приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его
листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы и должны иметь
общую со всей частью работы сквозную нумерацию страниц.
Слово «Приложение» указывается наверху посередине страницы и имеет обозначение заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв
Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Приложение должно иметь заголовок, который записывают
симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная и является продолжением общей нумерации основного текста. В тексте работы должна
быть ссылка на этот материал.
7. Общие требования к оформлению списка использованных источников
В работе рекомендуется использовать алфавитный принцип расположения источников.
Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованных
источников и литературы, как правило, помещаются официальные документы (Законы, Постановления, Указы...).

Примеры библиографического описания документов
Книга под фамилией одного автора

Беленький, А.И. Цифровая фотография. Школа мастерства [Текст] / А. И. Беленький. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 136 с. : ил.
Описание книги двух, трех и более авторов
Блюм, М.А. Маркетинг рекламы [Текст] : учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. -М. : ФОРУМ, 2014. -144 с. -(Профессиональное образование)
Книга четырех авторов описывается под заглавием, а авторы перечисляются после косой черты. В случае, если авторов 5 и более —книга описывается под заглавием, в сведениях об ответственности указываются 3 автора с добавление [и
др.].

Описание книги под названием
Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии [Текст] /
Автор-сост. Адамчик М. В. - Минск : Харвест, 2010. - 192с.
Описание словарей и энциклопедий
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. –
М.: Академический Проект, 2008. –588 с.
Описание официальных документов
Конституция Российской Федерации. –М.: Приор, 2011. –32 с.
Статья из журнала
Крылов, А Заоблачные высоты печати с технологией PantoneLIVE [Текст] / АКрылов // Компьюарт. - 2013. - J№11. - С.14- 15.
Статьи из сборников
Бакаева, О.Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко // Таможенное право. –М.: Юрист, 2008.
–С. 51 –91.
Электронные документы, находящиеся в сети Интернет:
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск.
физ.-техн. ин-т. –Электрон. журн. –Долгопрудный: МФТИ, 2008. –Режим доступа к
журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru

Написание и оформление работы
Известно несколько способов изложения научных материалов. Среди них
различаются 3 способа: I) строго последовательный, когда работа пишется по
разделам, начиная с введения и кончая заключением; 2) целостный (сначала все
сочинение пишется вчерне, а затем обрабатывается в частях и деталях с внесением в него дополнений и изменений); 3) выборочный (по мере накопления информации и фактических данных оформляются отдельные блоки работы).
Наиболее рациональным считается целостный подход. Введение и заключение пишутся или параллельно с их оформлением, или на завершающей стадии
подготовки рукописи научного сочинения.
Могут применяться различные пути раскрытия темы: дедуктивный (автор
попеременно решает поставленные задачи, разбивая их на идеи); индуктивный
(создаются мелкие фрагменты работы, которые объединяются в укрупненные).
Выбор путей написания курсовой работ зависит от индивидуальных качеств и
склонностей ученика.
Выполненную в черновом варианте работу студент отдает на просмотр руководителю. С учетом высказанных руководителем замечаний он дорабатывает или
переделывает ее.
После заключительной проверки текста назначается время защиты работы –
примерно за две недели до начала защиты.
Перед защитой ученик ПЕРЕД ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ ИУП и НАУЧНЫМ
РУКОВОДИТЕЛЕМ излагает суть своей работы, показывает её актуальность,
теоретическое и практическое значение.
Потом авторы выступают с докладами по темам на общешкольной научнопрактической конференции.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся: для оценки
достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Защита работы
Работа защищается в присутствии комиссии в составе преподавателей при
обязательном участии и руководителя. Автор работы в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами и фактами, а затем отвечает на вопросы преподавателей. Защита работы оценивается дифференцирование: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».
В назначенный день ученик должен явиться, имея при себе заранее продуманный текст устного выступления и презентацию. Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным. Желательно, чтобы ученик излагал доклад свободно, не читая письменного текста.
После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова
практическая значимость предлагаемой Вами классификации?

Ответы на вопросы должны быть лаконичными и аргументированными.
Ученик, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями
академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.
Эталонным проектом считается работа, в которой:
• цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована;
• развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами;
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения
с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Общие требования к оформлению презентации при защите ИП
1. Презентация является основным компонентом защиты ИП.
2. При принятии решения об использовании презентации она должна содержать не более
8-10 слайдов:
• • 1 слайд–титульный (тема выступления, сведения об авторе, руководителе, колонтитулы и т. п.)
• • 2 слайд – введение
• • 3 слайд и последующие – представление практической части проекта
• • Предпоследний слайд – заключение, выводы

•

последний слайд - ссылки на использованные источники и иллюстративные

материалы
•

все слайды читабельны текст представлен ключевыми словами и фразами

содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление
иллюстративные

материалы

соответствуют

содержанию

выбранные

эффекты

не

отвлекают, а акцентируют основные содержательные моменты выступления подготовлены
заметки к слайдам записаны звуковые комментарии к слайдам
•

Фактически содержание презентации это: текст, звук, графика, видео, таблицы и

схемы, анимация. Прежде всего содержание презентации должно быть целесообразно.
•

Текст, должен быть лаконичным, синтетически простым (как можно меньше

вводных оборотов, таких как: обратите внимание на..., согласно проведенному
опросу...,представленный

ниже

список...)

- всё это может сказать и докладчик. Просто построенные предложения существенно
экономят место и позволяют сделать шрифт крупнее. И конечно же - три кита стилистики
- ясность, логичность, точность (особенно в терминах и определениях). Перед тем, как
представить презентацию публике необходимо проверить грамотность текста.
•

Звук (если он необходим) должен быть чистым.

•

Рисунки и видео должны быть четкими и достаточно крупными. Рисунки должны

носить иллюстративное, а не декоративное значение. Украшательство отвлекает от сути
предмета.
•

Таблицы должны

содержать

как

хорошо

различимые

данные,

так

и четкие, крупные подписи к ним. Таблица должна снабжаться названием. Таблица
не должна быть перегружена! Чем больше данных внесено в таблицу, тем сложнее
воспринимать их с экрана. Рекомендуется громоздкие таблицы (равно как и схемы)
распечатывать и раздавать каждому в аудитории отдельно, перед началом презентации.
•

Схемы должны быть снабжены четкими, логичными переходами от одного блока к

другому. Убедитесь, что стрелки переходов хорошо видны на экране.
•

Анимация.

Современные

средства

позволяют

создавать

анимированные

графические файлы (расширение.gif), которые способны демонстрировать физические,
химические, механические, биологические и многие другие процессы.

3. Оформление презентации
Оформление слайдов
Стиль

- Соблюдение единого стиля оформления.
- Вспомогательная

информация

(управляющие

кнопки) не должны преобладать над основной
информацией (текст, рисунки).
Фон

- Для фона необходимо выбирать более холодные
тона (синий, зеленый).

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не
более трех цветов: один для фона, один для
заголовков, один для текста.
- Для фона и текста необходимо

использовать

контрастные цвета.
Анимационные эффекты

- Анимационные эффекты не должны отвлекать
внимание от содержания информации на слайде.

- Представление информации
Содержание информации

- Необходимо

использовать

короткие

слова

и

предложения.
- Необходимо

минимизировать

количество

предлогов, наречий, прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение
информации на странице

- Предпочтительно

горизонтальное

расположение

информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться
в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись
должна располагаться под ней.

Шрифты

- Для заголовка использовать размер шрифта не
менее–24.
- Для информации использовать размер шрифта не
менее 18.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной
презентации.

- Для выделения информации следует использовать
жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Прописные буквы читаются хуже строчных.
Способы

выделения

информации

- Следует использовать:
- рамки, границы, заливку;
- разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации
наиболее важных фактов.

Объем информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим
объемом информации: люди могут единовременно
запомнить

не

более

трех

фактов,

выводов,

определений.
- Наибольшая

эффективность

достигается

тогда,

когда ключевые пункты отображаются по одному на
каждом отдельном слайде.
Виды слайдов

- Для обеспечения разнообразия следует использовать
разные виды слайдов:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами.

4. Требования к защите индивидуального проекта
1. Допуск к защите осуществляется руководителем проекта, по завершению основного
этапа работы над проектом до 01 февраля текущего учебного года. Данная информация
представляется в учебную часть по установленной форме (приложение №2).
2.Защита осуществляется по графику, утвержденному приказом директора школы. Сроки
защиты ИП быть вариативными и определяются с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся.
3. Оценивание ИП проводится экспертным советом, состав которого утверждается
приказом директора школы.
4. В состав экспертного совета могут входить административные работники школы,
педагоги, представители родительской общественности, партнеры школы.
5. Независимо от вида проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (5-7 минут) слушатели и (экспертный совет) задают вопросы по теме ИП.

6. В докладе учащегося отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной
деятельности, полученные результаты.
7. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от
обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая
особенности коммуникативного пространства и аудитории.
8. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог
продемонстрировать

готовый

проектный

продукт

или

представить

материалы,

подтверждающие его реализацию.
9. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов
наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано
требованиями целесообразности и эффективности.

Приложение 1
Памятка для обучающегося

Паспорт проекта
Название проекта
Куратор
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект
Кто работал над проектом
Тип проекта
Цель проекта (практическая и педагогическая)
Задачи проекта
Вопросы проекта
Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная
ориентация, воспитательный аспект)

Краткое описание хода работы и полученных результатов над ИИП.

Результат проекта (продукт)

Приложение 2
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
•
•
•
•
•
•

Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные
этапы):

•
•

Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
Изготовление продукта (что и как
делал)………………………………………………………
Написание письменной части проекта (как это делал) ………….

•

Основная часть
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение

•
•
•
•
•
•

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,
получилось, например
Это произошло, потому что …………………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
Работа над проектом показала мне………….

Приложение 4
Примерный образец оглавления и структуры проектной работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. Наименование ………………………………………………
1.1. Наименование ………………………………………………………
1.2. Наименование ……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Наименование ………………………………………………
2.1. Наименование ………………………………………………………
2.2. Наименование ………………………………………………………
2.3. Наименование ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………

Приложение А
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 556 (ГБОУ СОШ № 556)

ТЕМА ПРОЕКТА

проект (исследовательская работа)
по предмету…………….
Учени… 10 класса ….
ФИ
Научный руководитель
ФИО, учитель предмет

Москва
2016-2017 учебный год

Приложение 6
Образец рецензии на проектную работу
Рецензия на проектную работу
ученика ___ класса _________ФИ____________________________________,
по
теме
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________
( предметная(ые) область(и) _____________________________)
Куратор проекта(ФИО)_______________________________
____________________(ФИ ученика) выполнял проект в течение
_____________________________________________________________________.
_________________(ФИ ученика) определил целью своего проекта (исследование/
создание/изучение/ моделирование и т.п.)__________________________________
_____________________________________________________________________,
результатом
проекта
является(отчет/реферат/доклад/презентация
и
т.п.)
_________________________.
Проект можно считать реализованным полностью /
частично (нужное подчеркнуть), т.к. ____________________________________
_____________________________________________________________________.
Обучающийся видит перспективы дальней работы в_______________________
_____________________________________________________________________.
Тема проекта была сформулирована педагогом/ была сформулирована совместно/ была
сформулирована самим обучающимся. В процессе работы над проектом тема была
уточнена/ изменена/ сохранена без изменения на протяжении всей работы над проектом.
Выполненный проект (полностью, не полностью, есть недопонимание учащегося)
соответствует поставленным целям и задачам. Логика работы над проектом продумана,
культура письменного оформления обеспечивает понимание содержания (изложенного
материала.)
Ценность работы над проектом для ученика (указать сущность практического или
теоретического значения работы, в развитии и совершенствования УУД, возможные
формулировки: в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы,
в
расширении представлений о …….., в систематизации знаний, в знакомстве с …, овладении
научной терминологией, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать
свои мысли и т.п.)
Новизна проекта заключатся (описывается, если есть; наличии результатов,
полученных самостоятельно, анализе и систематизации, интерпретации уже
известных
фактов, освоение, самостоятельного использования новых методов
исследования, новое решение уже известной задачи)
Выполненный проект соответствует / не соответствует разработанным
требованиям к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов и требованиям к
оформлению индивидуального итогового проекта.

Рекомендовано допустить проект к защите на общешкольной
практической конференции / продолжить работу над проектом.

научно-

Дата: Подпись: (расшифровка)

Приложение 7
Оценка критериев содержательной части проекта в баллах
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Балл
1

Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы

3
Балл

Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный

1

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению
гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по
доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость
не только для ученика, но и для школы, поселка.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены
перспективы работы

2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3

Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в
работе, не использовал возможности творческого подхода

Балл
1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный
взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно

Балл

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и
области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию
полученного продукта, спланированы действия по его продвижению

1
2
3

Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Балл

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной
программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта

Балл
1
2
3
Балл

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие
заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным
целям)
Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую
структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены
незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи
реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и
коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада

1
2
3

Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые
выводы, намечены перспективы работы
Сформированность коммуникативных действий

3

Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность

Балл

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления

1

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют

2

Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность
письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления
отсутствуют
Критерий 4.2. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников,
успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

3
Балл
1
2
3

С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности
навыков проектной деятельности:
- 3 балла - повышенный уровень (ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях)
- 2 балла - базовый уровень (имеют место)
- 1 балл - низкий уровень (отсутствуют).
Итого 42 балла - максимальное число за всю содержательную часть проекта.

Критерии оценки защиты проекта:
№п/п Критерий
1.
Качество доклада

2.

Качество ответов на вопросы

3.

Использование демонстрационного материала

4.

Оформление демонстрационного материала

Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада, владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на поставленные
вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку
зрения
2 - ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на поставленные
вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано. Автор проявляет
хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы,
доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения
1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны
основные требования к дизайну презентации
2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет
согласованности между презентацией и текстом доклада
3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем ориентируется. Средства наглядности, в
т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну
презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада
полностью согласованы
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные
претензии

3 - к демонстрационному материалу нет претензий
5.

Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.)
и степень воздействия на аудиторию

1 - материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию
2- автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента
3 - втору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 17 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 59 баллов.
Перевод в отметку:
50 – 59 баллов - отлично
40 – 49 баллов – хорошо
30 – 39 баллов – удовлетворительно
29 баллов и менее – неудовлетворительно.
В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле.
Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о способности
решение проблем
способности самостоятельно с опорой на самостоятельно ставить проблему и находить пути
помощь руководителя ставить проблему её решения; продемонстрировано свободное
и
находить
пути
её
решения; владение логическими операциями, навыками
продемонстрирована
способность критического мышления, умение самостоятельно
приобретать новые знания и/или мыслить; продемонстрирована способность на
осваивать новые способы действий, этой основе приобретать новые знания и/или
достигать более глубокого понимания осваивать новые способы действий, достигать
изученного
более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Продемонстрировано
понимание Продемонстрировано
свободное
владение
содержания выполненной работы. В предметом проектной деятельности. Ошибки
работе и в ответах на вопросы по отсутствуют

Регулятивные действия

Коммуникация

содержанию работы отсутствуют грубые
ошибки
Продемонстрированы
навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа
доведена
до
конца
и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под
контролем
и
при
поддержке
руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы
навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации. Автор
отвечает на вопросы

Работа
тщательно
спланирована
и
последовательно реализована, своевременно
пройдены все необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль
и
коррекция
осуществлялись
самостоятельно

Тема
ясно
определена
и
пояснена.
Текст/сообщение хорошо структурированы. Все
мысли выражены ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Документация
Для учащихся
•
•

Все материалы по проекту хранятся в проектной папке (папка с файлами).
Индивидуальный план выполнения проекта.

Этапы

Планируемая дата Дата
Виды деятельности
исполнения
фактически
Подготовка
Выбор темы учебного проекта и тем исследований
обучающихся;
Разработка
основополагающего
вопроса
и
проблемных вопросов учебной темы
Планирование
Формулировка задач, которые следует решить;
Выбор средств и методов решения задач;
Определение последовательности и сроков работ
Процесс
Самостоятельная работа
проектирования Оформления записки, плакатов и др.
Итог
Достигнутый результат
Оформление
Защита

Подпись
руководителя

Для руководителя проекта
•
•

№п/п

Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
Общие сведения

ФИО ученика

Тема проекта

1.
2.
•

Рецензия по каждому индивидуальному проекту.

Итоговая
оценка Подпись
руководителя проекта

Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.
Для классного руководителя
•

№п/п
1.
2.
… и
т.д.

Лист ознакомления родителей:
ФИО ученика

Тема проекта

Дата выполнения Дата защиты
проекта

Подпись
родителей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (4742)72-68-64

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».