26.10.2023
31.08.2020
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).
Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
* формирование и развитие творческих способностей учащихся;
* удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
* формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
* обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
* выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
* профессиональную ориентацию учащихся;
* создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
* подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;
* социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
* формирование общей культуры учащихся;
* удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС. (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
Туристско-краеведческая направленность
Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: краеведение, музееведение, пеший и другие виды туризма и др.
Художественная направленность
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.
Физкультурно-спортивная направленность
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: общая физическая подготовка, спортивный командные игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол) и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.)
Социально-педагогическая направленность
Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ:
- развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.),
- социализация и профориентация школьников среднего и старшего возраста, способствующая их адаптации к жизни в обществе, их подготовке к поступлению в учреждения высшего и среднего профессионального образования через успешную сдачу ГИА, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии;
- получение учащимися общих и расширенных представлений о предметной области, расширение информированности учащихся в данной