Музей школы

23.12.2022

Музей на сайте юныйтурист.рф


О музее

Музей был открыт в 2008 году по инициативе учителя истории Савельевой Александры Андреевны. В нём содержится информация об учителях-ветеранах, о выпускниках, которые внесли большой вклад в развитие и защиту страны. Среди них: Эдуард Борисович Белан (1970-1999), Герой Российской Федерации; Олег Ганиевич Бобоколонов (1975-2000), награждён посмертно орденом Суворова; Дмитрий Игоревич Пистехин (1967-2000), погиб в Чечне; Дмитрий Леонидович Пишикин (1967-1996), погиб в Чечне, награждён орденом Мужества;  Юрий Викторович Сигунов (1961-1981), погибший в Афганистане.

В музее экспонируются фотографии и  личные вещи учителей и руководителей школы разных лет, а также символика пионерской дружины имени С.Г. Литаврина.  Учащиеся с большим интересом знакомятся  с фактами биографии своих предшественников. 

Школьный музей способствует формированию у подростков чувства патриотизма и гражданственности, служит целям совершенствования учебно-воспитательного процесса и активно содействует воспитанию у детей любви к родному краю и гордости за выпускников школы. Многие ученики школы выбирают себе военную профессию, становятся учителями, приводят своих детей и внуков учиться в МБОУ СШ № 5 г. Липецка. Директор школы Е.Г. Конасова училась здесь, как и многие учителя, которые когда-то сидели за теми же партами, что и современные ученики, у многих из которых обучались в МБОУ СШ №5 родители, бабушки и дедушки. Так, уже 4 поколения семьи учениц 7 Г класса Коноваловой Алины и Коноваловой Светланы учится здесь, а их прадедушка Тигров Серафим Васильевич работал завучем и учителем математики. И таких семей в школе очень много. 

Руководитель

Борминцева Александра Сергеевна

Цели

Воспитание, обучение, развитие и социализация школьников средствами музейной деятельности.

Задачи

  • образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
  • развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; 
  • воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции;
  • пополнение фондов музея, обеспечение учёта и сохранности музейных предметов.

Краткая характеристика основного фонда

Основной фонд музея составляет 100 единиц  хранения: фотографии педагогов и руководителей школы разных лет; наградные документы, школьная и пионерская атрибутика, учебники, журналы, альбомы.

Значимые и ценные экспонаты

Наградные документы учителей, комсомольский билет Иды Петровны Желтухиной, бывшего учителя истории, основателя музея С.Г. Литаврина; биографические сведения учителей, выпускников, книги, журналы.

История школы до и после революции 1917 года

Фотография здания церковно-приходской школы; картографический материал, сведения о преподавателях; фото школы в 1935 году; фото школы по улице Лебедянской (ныне Зегеля)

Экспозиция посвящена становлению образовательного учреждения. 

В 1876 году при храмах Липецка начинают действовать церковно-приходские попечительства во главе с их настоятелями или прихожанами – самыми известными  и уважаемыми в городе людьми. С начала 1880-х открываются церковно-приходские школы, для которых возводятся собственные здания. К 1915 году в Липецке действовало 5 одноклассных и одна воскресная церковно-приходских школы.

Школа № 5 г. Липецка была образована в 1918 году на базе церковно-приходской и первоначально была начальной. Располагалось учебное заведение на улице Базарной (ныне — Первомайская). Своё  местоположение школа меняла несколько раз: с 1933 по 1935 гг.  она находилась на улице Соляной (ныне улица не сохранилась). С 1935 по 1970 гг. школа размещалась в доме № 6 по улице Лебедянской (ныне улица Зегеля).

Руководители школы в разные периоды истории

Фотографии, биографические сведения, наградные документы, пособия, учебники, аудио и видео материалы

Экспозиция посвящена деятельности директоров школы - И.В. Ведерниковой, К.П. Глаголевой, Я. В. Ревцова, Н.А. Кожевникова, Е.К. Покровской, А.В. Бабкина и других.

Учителя 30-40-х годов ХХ века

Фотографии, документы, вымпелы, учебники, журналы, альбомы, школьная атрибутика

В разделе представлены материалы об учителях - победителях социалистического соревнования, Заслуженных учителях России, ветеранах педагогического труда, а также об их воспитанниках - отличниках, выпускниках-медалистах.

Всё начинается с учителя

Фотографии, альбомы, документы, биографические сведения учителей, школьная атрибутика

На стендах представлены сведения о деятельности педагогов М.Ф. Зверевой, Е.Д. Ведерниковой, М.Ф. Волковой, Е.Д. Новиковой.

Школа в годы Великой Отечественной войны

Списки участников Великой Отечественной войны

Раздел экспозиции представлен стендом со списками учителей и учеников - ветеранов Великой Отечественной войны.

Школа в наше время

Фотографии, биографические материалы лучших педагогов, учебники, пособия, школьная атрибутика

На стенде представлены фотографии лучших учителей. Среди них: Т.М. Коршунова, Г.П. Кравцова. 18 альбомов рассказывают о выпускниках школы с 30-х годов ХХ века по настоящее время.

01.09.2021


Школа №5 образована в 1918 году на базе церковно-приходской школы как начальная. Располагалась на Базарной улице (ныне — Первомайская),  затем с 1933г. по 1935 — на Соляной.


Изображение №1 - Школа сегодня
Изображение №2 - Школа в 1935 году.

Изображение №3Школа   в   период с 1935 по 1970г – в доме №6 по улице Зегеля.


Летопись школы насчитывает уже 100 лет. За это время изменилось многое. Бесконечная череда событий, хороших и не очень, многочисленные переезды школы в различные здания, смены поколений учителей. Но одно остается неизменным. Из года в год, 1 сентября наша школа открывает свои двери для новых учеников. И уже «вчерашние» выпускники приводят своих детей, а некоторые и своих внуков в родную школу № 5. Школа воспитала много сильных и волевых людей, которых до сих пор помнят и чтят как Героев своей Родины.                     Писатель Юрий Сбитнев сказал: «Долг ныне живущих поколений перед Богом и перед Родиной – вспомнить доброе былое, связать расторгнутое, восстановить уничтоженное, обрести подлинную историю своей семьи, своей малой родины, своего национального «Я».                                                                                        Краеведение - один из важнейших элементов культуры, который одновременно является средством познания родного края и вносит значительный вклад в развитие самосознания народа, влияет на духовную жизнь общества в целом. В формировании личности человека и в воспитании патриотических чувств значительна роль истории родного края. Потребность в истинном понимании культурных и духовных ценностей, необходимость получения новых знаний о родном крае и окружающем мире - все это помогает реализовать краеведение. Ценность краеведения заключается еще в том, что оно, расширяя и обогащая знания о родных местах, прививает любовь и уважение к истории культуры родного края.

Уклад, дух нашей школы незаметно, но сильно и прочно связан с историей музея. Школьный музей существует       лет, его история богата. Нам стала интересна история возникновения нашего музея, и тогда возникла идея создатьэкспозиции музея, в котором был бы собран весь материал по данному вопросу. Педагоги и учащиеся школы  начали изучать имеющиеся архивные материалы, воспоминания учителей и учеников школы. Все эти сведения очень важно сохранить для ребят, которые придут в школу после нас. Реализация данного исследования позволит нам расширить кругозор, приобрести навыки исследователя, познакомить обучающихся нашей школы с историей музея.Хочу такой сайт

Цель работы музея: сохранить часть истории  своего родного края, на материалах истории своей школы, ее прошлого и настоящего, знакомство с культурно­-историческим и природным богатствами формировать  духовность, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своему краю.

Задачи музея:

Пополнить информационную базу школьного музея.  Открыть для себя новые факты из истории школы и музея.    Осуществлять духовную связьпоколений. Влиять на формирование гражданской позиции ученика.  Развивать творческие  и коммуникативные качества учащихся.

Направление работы:

Целевым назначением работы музея является развитие мотивации детей к познанию традиций русской школы, создание необходимых организационно- педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей:

1.    формировать у детей знание основ традиций школы;

2.    прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;

3.    воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших выпускников  школы. Создавать условия для самовоспитания личности;

4.    стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.

                                                                                                                                                    


Актуальность:

Школьный музей — одно из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к родному краю. Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Музей истории школы хранит память о старом Липецке, о директорах, педагогах и выпускниках школы.

  Выпускники школы - Герои России.


В истории Липецка было немало достойных людей, которые совершали героические поступки и обладали лучшими человеческими качествами. Одним из них стал российский летчик липецкого авиацентра Пешков Олег Анатольевич, выпускник 5 школы г. Липецка.



Он родился в 1970 году в селе Косиха Алтайского края, с отличием окончил Суворовское военное училище, а также высшее авиационное училище и военно-воздушную академию, был доблестным военным летчиком-снайпером. Последние годы своей жизни Олег Анатольевич со своей семьей жил и работал в Липецке.     Из-за напряжённой обстановки в мире и распространения терроризма летчику пришлось принять участие в военной операции в Сирии. 24 ноября 2015 года самолёт Су-24, пилотируемый Пешковым, был сбит самолётом турецких ВВС в районе сирийско-турецкой границы.   Подполковник Олег Пешков погиб, когда после катапультирования спускался на парашюте под обстрелом боевиков с земли. Это происшествие стало страшной трагедией для семьи летчика, его коллег и для всей России. Он с первого и до последнего вылета с честью и достоинством выполнял свой воинский долг — долг гражданина и офицера страны. Указом президента за героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Олегу Анатольевичу Пешкову присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

                    Эдуа́рд Бори́сович Белан                                                                                                                                                           (9 января 1970Магадан — 5 сентября 1999, село НоволакскоеДагестан) — военный врач, старший лейтенант внутренней службы, Герой Российской Федерации.

В 1972 году семья Эдуарда переехала в Липецк, где в 1986 году он окончил с золотой медалью среднюю школу № 5 имени Героя Советского Союза С. Г. Литаврина и в том же году поступил в Воронежский государственный медицинский институт имени Бурденко. В 1988 году был призван на срочную службу. Отслужив один год, возвратился в институт для продолжения учёбы. После окончания института работал врачом в Липецке, в медсанчасти завода «Свободный Сокол».

С 1 апреля 1996 года служил в органах внутренних дел Липецка. Дважды выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ.

Погиб 5 сентября 1999 года в Дагестане в селе Новолакском. Во время нападения террористов был захвачен в плен и, отказавшись называть фамилии командиров, расположение боевых позиций ОМОНа и оказывать помощь раненым боевикам, был зверски убит.

Эдуарду Белану посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации                     22 октября 1999 года.



Бобоколонов Олег Ганиевич

 Сержант, родился 28.04.1975 года в г. Липецке. Окончил школу №5 , ПТУ №23 г. Липецка в 19993 году и школу милиции в 199. Военную службу по призыву проходил с 06.1993по 11.1994. Военную службу по контракту проходил с 02.10.1999г. Принимал участие в КТО на территории СКР РФ. Умер от ран 05.02.2000. Похоронен в Липецке. Награжден медалью Суворова (посмертно).

 В Книге памяти записано имя бывшего ученика нашей школы – Пистехина Дмитрия Игоревича

Год и место рождения: 1967 г.р., уроженец г. Липецка, старший лейтенант внутренней службы, дата гибели 28 декабря 2000 года, место захоронения  г. Липецк. Заместитель командира 1 патрульной роты по работе с личным составом войсковой части №6668 г. Липецка, старший лейтенант внутренней службы Пистехин Д.И., находясь в служебной командировке на территории Чеченской Республики погиб 28 декабря при тушении пожара в месте временной дислокации.

 

      Сигунов Юрий Викторович    

 Дата смерти 14.09.1981.Место службы : Афганистан.  Место захоронения: Россия Липецкая обл. г. Липецк, Городское кладбище. Память народа — электронный банк документов периода Великой Отечественной войны. Составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».