23.12.2022
О музее
Музей был открыт в 2008 году по инициативе учителя истории Савельевой Александры Андреевны. В нём содержится информация об учителях-ветеранах, о выпускниках, которые внесли большой вклад в развитие и защиту страны. Среди них: Эдуард Борисович Белан (1970-1999), Герой Российской Федерации; Олег Ганиевич Бобоколонов (1975-2000), награждён посмертно орденом Суворова; Дмитрий Игоревич Пистехин (1967-2000), погиб в Чечне; Дмитрий Леонидович Пишикин (1967-1996), погиб в Чечне, награждён орденом Мужества; Юрий Викторович Сигунов (1961-1981), погибший в Афганистане.
В музее экспонируются фотографии и личные вещи учителей и руководителей школы разных лет, а также символика пионерской дружины имени С.Г. Литаврина. Учащиеся с большим интересом знакомятся с фактами биографии своих предшественников.
Школьный музей способствует формированию у подростков чувства патриотизма и гражданственности, служит целям совершенствования учебно-воспитательного процесса и активно содействует воспитанию у детей любви к родному краю и гордости за выпускников школы. Многие ученики школы выбирают себе военную профессию, становятся учителями, приводят своих детей и внуков учиться в МБОУ СШ № 5 г. Липецка. Директор школы Е.Г. Конасова училась здесь, как и многие учителя, которые когда-то сидели за теми же партами, что и современные ученики, у многих из которых обучались в МБОУ СШ №5 родители, бабушки и дедушки. Так, уже 4 поколения семьи учениц 7 Г класса Коноваловой Алины и Коноваловой Светланы учится здесь, а их прадедушка Тигров Серафим Васильевич работал завучем и учителем математики. И таких семей в школе очень много.
Руководитель
Борминцева Александра Сергеевна
Цели
Воспитание, обучение, развитие и социализация школьников средствами музейной деятельности.
Задачи
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции;
- пополнение фондов музея, обеспечение учёта и сохранности музейных предметов.
Краткая характеристика основного фонда
Основной фонд музея составляет 100 единиц хранения: фотографии педагогов и руководителей школы разных лет; наградные документы, школьная и пионерская атрибутика, учебники, журналы, альбомы.
Значимые и ценные экспонаты
Наградные документы учителей, комсомольский билет Иды Петровны Желтухиной, бывшего учителя истории, основателя музея С.Г. Литаврина; биографические сведения учителей, выпускников, книги, журналы.
История школы до и после революции 1917 года
Фотография здания церковно-приходской школы; картографический материал, сведения о преподавателях; фото школы в 1935 году; фото школы по улице Лебедянской (ныне Зегеля)
Экспозиция посвящена становлению образовательного учреждения.
В 1876 году при храмах Липецка начинают действовать церковно-приходские попечительства во главе с их настоятелями или прихожанами – самыми известными и уважаемыми в городе людьми. С начала 1880-х открываются церковно-приходские школы, для которых возводятся собственные здания. К 1915 году в Липецке действовало 5 одноклассных и одна воскресная церковно-приходских школы.
Школа № 5 г. Липецка была образована в 1918 году на базе церковно-приходской и первоначально была начальной. Располагалось учебное заведение на улице Базарной (ныне — Первомайская). Своё местоположение школа меняла несколько раз: с 1933 по 1935 гг. она находилась на улице Соляной (ныне улица не сохранилась). С 1935 по 1970 гг. школа размещалась в доме № 6 по улице Лебедянской (ныне улица Зегеля).
Руководители школы в разные периоды истории
Фотографии, биографические сведения, наградные документы, пособия, учебники, аудио и видео материалы
Экспозиция посвящена деятельности директоров школы - И.В. Ведерниковой, К.П. Глаголевой, Я. В. Ревцова, Н.А. Кожевникова, Е.К. Покровской, А.В. Бабкина и других.
Учителя 30-40-х годов ХХ века
Фотографии, документы, вымпелы, учебники, журналы, альбомы, школьная атрибутика
В разделе представлены материалы об учителях - победителях социалистического соревнования, Заслуженных учителях России, ветеранах педагогического труда, а также об их воспитанниках - отличниках, выпускниках-медалистах.
Всё начинается с учителя
Фотографии, альбомы, документы, биографические сведения учителей, школьная атрибутика
На стендах представлены сведения о деятельности педагогов М.Ф. Зверевой, Е.Д. Ведерниковой, М.Ф. Волковой, Е.Д. Новиковой.
Школа в годы Великой Отечественной войны
Списки участников Великой Отечественной войны
Раздел экспозиции представлен стендом со списками учителей и учеников - ветеранов Великой Отечественной войны.
Школа в наше время
Фотографии, биографические материалы лучших педагогов, учебники, пособия, школьная атрибутика
На стенде представлены фотографии лучших учителей. Среди них: Т.М. Коршунова, Г.П. Кравцова. 18 альбомов рассказывают о выпускниках школы с 30-х годов ХХ века по настоящее время.
01.09.2021
Школа №5 образована в 1918 году на базе церковно-приходской школы как начальная.
Располагалась на Базарной улице (ныне — Первомайская), затем с 1933г.
по 1935 — на Соляной.
Изображение №1 - Школа сегодня
Изображение №2 - Школа в 1935 году.
Изображение №3 - Школа в период с
1935 по 1970г – в доме №6 по улице Зегеля.
Летопись школы насчитывает уже 100 лет. За это время изменилось многое.
Бесконечная череда событий, хороших и не очень, многочисленные переезды школы в
различные здания, смены поколений учителей. Но одно остается неизменным. Из
года в год, 1 сентября наша школа открывает свои двери для новых учеников. И
уже «вчерашние» выпускники приводят своих детей, а некоторые и своих внуков в
родную школу № 5. Школа воспитала много сильных и волевых людей, которых до сих
пор помнят и чтят как Героев своей Родины.
Писатель Юрий Сбитнев сказал: «Долг ныне живущих поколений перед
Богом и перед Родиной – вспомнить доброе былое, связать расторгнутое,
восстановить уничтоженное, обрести подлинную историю своей семьи, своей малой
родины, своего национального «Я».
Краеведение - один из важнейших элементов культуры, который одновременно
является средством познания родного края и вносит значительный вклад в развитие
самосознания народа, влияет на духовную жизнь общества в целом. В формировании
личности человека и в воспитании патриотических чувств значительна роль истории
родного края. Потребность в истинном понимании культурных и духовных ценностей,
необходимость получения новых знаний о родном крае и окружающем мире - все это
помогает реализовать краеведение. Ценность краеведения заключается еще в том,
что оно, расширяя и обогащая знания о родных местах, прививает любовь и
уважение к истории культуры родного края.
Уклад, дух нашей школы незаметно, но сильно и прочно связан с
историей музея. Школьный музей существует лет, его история богата. Нам стала
интересна история возникновения нашего музея, и тогда возникла идея создатьэкспозиции
музея, в котором был бы собран весь материал по данному вопросу. Педагоги и
учащиеся школы начали изучать имеющиеся
архивные материалы, воспоминания учителей и учеников школы. Все эти сведения
очень важно сохранить для ребят, которые придут в школу после нас. Реализация
данного исследования позволит нам расширить кругозор, приобрести навыки
исследователя, познакомить обучающихся нашей школы с историей музея.
Цель работы музея: сохранить часть истории своего родного
края, на материалах истории своей школы, ее прошлого и настоящего, знакомство с
культурно-историческим и природным богатствами формировать духовность, воспитывать чувство патриотизма и
любовь к своему краю.
Задачи музея:
Пополнить информационную базу школьного музея. Открыть для себя новые факты из истории школы
и музея. Осуществлять духовную связьпоколений. Влиять
на формирование гражданской позиции ученика.
Развивать творческие и
коммуникативные качества учащихся.
Направление работы:
Целевым назначением
работы музея является развитие мотивации детей к познанию традиций русской
школы, создание необходимых организационно- педагогических условий для
активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности
педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию
гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей:
1. формировать у детей знание основ традиций
школы;
2. прививать трудовые навыки и развивать
творческие способности;
3. воспитывать интерес и уважение детей к
профессии учителя, чувство гордости за лучших выпускников школы. Создавать условия для самовоспитания
личности;
4. стимулировать формирование у ребят этических
норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.
Актуальность:
Школьный музей — одно из действенных средств расширения
кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к
родному краю. Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие
локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через
сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники,
связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений
все ценное и достойное.
Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения
является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи
патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во
все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего
поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству,
преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без
создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто
интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы
становится школьный музей.
Музей истории
школы хранит память о старом Липецке, о директорах, педагогах и выпускниках
школы.
Выпускники школы - Герои России.
В истории Липецка было
немало достойных людей, которые совершали героические поступки и обладали
лучшими человеческими качествами. Одним из них стал российский летчик
липецкого авиацентра Пешков Олег
Анатольевич, выпускник 5 школы г. Липецка.
Он родился в 1970
году в селе Косиха Алтайского края, с отличием окончил Суворовское
военное училище, а также высшее авиационное училище
и военно-воздушную академию, был доблестным военным летчиком-снайпером.
Последние годы своей жизни Олег Анатольевич со своей семьей жил
и работал в Липецке. Из-за
напряжённой обстановки в мире и распространения терроризма летчику
пришлось принять участие в военной операции в Сирии. 24 ноября
2015 года самолёт Су-24, пилотируемый Пешковым, был сбит самолётом турецких ВВС
в районе сирийско-турецкой границы.
Подполковник Олег Пешков погиб, когда после катапультирования спускался
на парашюте под обстрелом боевиков с земли. Это происшествие стало
страшной трагедией для семьи летчика, его коллег и для всей России.
Он с первого и до последнего вылета с честью
и достоинством выполнял свой воинский долг — долг гражданина
и офицера страны. Указом президента за героизм, мужество
и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Олегу Анатольевичу
Пешкову присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Эдуа́рд Бори́сович Белан (9 января 1970, Магадан — 5 сентября 1999,
село Новолакское, Дагестан) — военный врач, старший лейтенант внутренней
службы, Герой
Российской Федерации.
В 1972 году семья Эдуарда переехала в Липецк, где в 1986 году он окончил с золотой медалью среднюю школу № 5 имени Героя Советского Союза С. Г. Литаврина и в том же году поступил в Воронежский государственный медицинский институт имени Бурденко. В 1988 году был призван на срочную службу. Отслужив один год, возвратился в институт для продолжения учёбы. После окончания института работал врачом в Липецке, в медсанчасти завода «Свободный Сокол».
С 1 апреля 1996 года служил в органах внутренних дел Липецка. Дважды выезжал в служебные командировки на Северный
Кавказ.
Погиб 5 сентября 1999 года в Дагестане в селе Новолакском. Во время нападения террористов был захвачен в плен
и, отказавшись называть фамилии командиров, расположение боевых позиций ОМОНа и
оказывать помощь раненым боевикам, был зверски убит.
Эдуарду Белану посмертно присвоено
звание Героя
Российской Федерации 22 октября 1999 года.
Бобоколонов Олег Ганиевич
В Книге памяти записано имя бывшего ученика нашей школы – Пистехина Дмитрия Игоревича
Год и место рождения: 1967 г.р., уроженец г. Липецка, старший лейтенант внутренней службы, дата гибели 28 декабря 2000 года, место захоронения г. Липецк. Заместитель командира 1 патрульной роты по работе с личным составом войсковой части №6668 г. Липецка, старший лейтенант внутренней службы Пистехин Д.И., находясь в служебной командировке на территории Чеченской Республики погиб 28 декабря при тушении пожара в месте временной дислокации.
Сигунов Юрий Викторович
Дата смерти 14.09.1981.Место службы :
Афганистан. Место захоронения: Россия Липецкая
обл. г. Липецк, Городское кладбище. Память народа — электронный банк документов
периода Великой Отечественной войны. Составлен по материалам Центрального
архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).